Наши публикации
 

 

Официальный сайт

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3  г.Озёры

Наши публикации

Я выбираю здоровье.

 

Хорошее здоровье – это образ жизни, который человек выбирает для себя, если он хочет достичь благополучия. Всё, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состояние его здоровья.  Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки.

Согласно определению Всемирной организаций здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействие агрессивной среды.

Особое место среди них занимают так называемые «дурные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики. Сегодня человечество переживает кризис: в результате распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.

Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения увеличивается. Почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.

Спросите себя: Хочу ли я быть в отличной форме и наслаждаться здоровьем?

Тогда: стоит ли дожидаться болезни, чтобы задуматься о здоровье ?

Постараемся найти наиболее эффективные пути для поддержания своего здоровья.

 А результаты, которых я хочу достигнуть следующие:

1.Повышение уровня здоровья;

2.Умение слушать и слышать сигналы своего тела;

3.Понимание, что для  меня  означает "быть здоровым";

4.Выявление причин заболеваний и освоение методов работы с ними.

1.    «Курить или не курить?».

Привычка – это тоже ведь зараза,

Привычка – тоже некая болезнь,

Когда болит, то заживет не сразу,

С ней очень трудно жить, поверь!

Она растет микробом в теле,

Она, как рана, у тебя внутри.

Ее не видно, но на самом деле

Она испепеляет и горит.

Ей зародиться ничего не стоит,

Но виноват ты в этом только сам.

Она попросит, а потом заставит,

Приказы, отдавая по часам.

Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей в курении нет. Мы сейчас попробуем доказать, что курение – это вред, зло, которое несет в себе несчастье. Никотин очень вреден и опасен для человека, и употребление его в любых дозах небезопасно. Это сильнейший яд, который входит в состав табака и табачного дыма.

Тлеющий табак имеет температуру 300оС, а во время затяжки она повышается до 900–1000оС! При таком высоком нагреве в сигарете происходят многочисленные химические процессы с выделением огромного количества отравляющих веществ.

Каждая затяжка сигаретой содержит от 750 до 3000 вредных для человека веществ. Недаром первая в жизни сигарета вызывает настоящее отравление, сопровождающееся тошнотой, головокружением, обморочным состоянием, и человек не докуривает ее до конца, выбрасывает после нескольких затяжек. Правда, потом появляется привычка к табаку, но отравление организма продолжается.

Что же происходит в организме человека, когда он бросает курить:

через 20 мин давление и пульс приходят в норму;

через 8 часов уровень окиси углерода и никотина в крови уменьшается вдвое;

через 24 часа организм полностью очищается от окиси углерода;

через 48 часов никотин полностью выходит из организма, улучшаются вкус и обоняние;

через 72 часа дыхание становится ровным;

через 2-12 недель улучшается кровообращение;

через 3-9 месяцев проблемы с дыханием пропадают вообще;

через 5 лет вероятность возникновения сердечного приступа меньше в 2 раза, чем у курильщиков;

через 10 лет вероятность возникновения рака лёгких меньше в 2 раза, чем у курильщика.

Курение – не безобидное занятие, которое можно без усилий бросить. Прежде чем начать курить, нужно хорошо подумать. А курящему человеку нужно помнить о том, что табачный дым – это смесь газов и аэрозолей, включающая 4720 различных веществ, большая часть из который очень опасна как для здоровья курящего, так и для окружающих его людей.

Результаты наблюдения за курящими и некурящими школьниками (Всемирная организация здравоохранения)              

Состояние

курящие

не курящие

1. Нервные    

            14%

1%

2. Понижение слуха

13%

1%

3. Плохая память

12%

1%

4.Плохое физическое состояние      

12%

2%

5.Плохое умственное состояние

18%    

1%

6. Нечистоплотны

12%    

1%

7. Плохие отметки

18%    

3%

8.Медленно соображают

19%

3%

 

– Какие болезни возникают от курения? (Рак, язва желудка, инфаркт, инсульт, бронхит и т.д.)

Но, может быть ты, хочешь, получить «нечто особенное»?

1. «привлекательный» внешний вид: желтые зубы и пальцы, серый оттенок кожи, ранние морщины;

2.быть похожим на пепельницу, с таким же неприятным запахом и дорожками пепла на одежде;

3.хронические болезни, связанные с курением: рак легких, хронический бронхит, болезни сердца;

4.отдышку и сердцебиение при физических нагрузках;

5.постоянно прятаться от родителей и учителей;

6.экономить на завтраках, откладывая деньги на сигареты.

Запомни – человек не слаб,

Рождён свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!»

Д. Бершадский

Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание

 Есть ещё одно высказывание: « Чаще всего он (человек) болеет от лени и жадности».

  Исходя из выше сказанного,  сделаем вывод:

 1.Почти все неприятности со здоровьем - в  нас самих

 2. Помощи в приобретении здоровья ждать неоткуда и не от кого

 3. Для приобретения  здоровья нужны усилия, и значительные

 4. Для приобретения здоровья необходимо выработать собственную программу

 5.Если вы хотите добиться результатов, добейтесь выполнения своей программы.

 Формирование мотиваций к здоровому образу жизни у молодёжи сегодня должно быть     глубоким личным убеждением  и уверенностью в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.

                                                                                                      Учитель физики Южанина Н.И.

 

 

Адаптация закончилась. Что дальше?

(советы школьного педагога-психолога родителям пятиклассников) 

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники.

То, что такой переход совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития, благоприятно для адаптации школьника к новым условиям обучения.

Данные психологического мониторинга 2011-2012 учебного года показывают, что большинство пятиклассников (66%), считают, что «в 5-ом классе им учиться интереснее, чем в 4-ом», при этом 60% всех респондентов удовлетворены своими успехами в учёбе и 72% учащихся параллели 5-ых классов имеют стойкую мотивацию к  учебной деятельности.

По результатам мониторинга проведены консультации учащихся, родителей и педагогов, работающих в параллели 5-ых классов. Прошли родительские собрания на тему: «Адаптация учащихся 5-ых классов».

Опыт работы позволяет с уверенностью заключить, что основные причины проблем, возникающих у учащихся 5-7 классов, отнюдь не социально-психологические. Гораздо чаще трудности ребёнка связаны именно с учёбой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестаёт понимать что-либо на большинстве уроков.

Среди  причин таких нарушений учебной деятельности оказываются недостатки развития интеллекта учащихся, а также некоторых школьных навыков, которые должны быть сформированы ещё в начальных классах.

Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести ученика в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определённую структуру, которая выстраивается по понятийному принципу.

Чтобы воспринять любую науку, её внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением и владеть соответствующими интеллекуальными операциями.

Какие же новообразования могут и должны быть у школьников к моменту перехода на вторую ступень обучения?

  Для успешного обучения в средней школе необходимы следующие интеллектуальные операции:

1.      Понятийное мышление.

2.      Структурно-динамическое мышление.

3.      Абстрактное мышление.

4.      Пространственное мышление.

5.      Логическая оперативная память.

Кроме этого необходимы и более общие интеллектуальные навыки, а именно:

1.      Произвольность мышления.

2.      Полноценный навык чтения.

3.      Определённый уровень общей осведомлённости.

4.      Способность к формированию адекватной самооценки.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Часто так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Фактически имеется всего два года (5 и 6 классы), в течение которых что-то можно изменить к лучшему, поскольку последние исследования психологов показывают, что тип интеллекта, который складывается к 7-8 классу, качественно изменить уже не удаётся.

Конечно, не стоит забывать, что обучается в школе не интеллект, а ребёнок. Поэтому при решении возникающих трудностей в учёбе необходимо учитывать его работоспособность, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки, личностные особенности, мотивационные установки, творческий потенциал.

 

С уважением, школьный педагог-психолог.

Удачи Вам и Вашим детям!

                                                                                                                              

 Т.М.Воронова

(16.12.2011г)

  

 

Современные формы контроля знаний выпускников

             Технический прогресс не стоит на месте. Новые формы обучения, новые требования к уровню подготовленности учащихся – выпускников 9, 11 класса общеобразовательной школы – требуют от учителей и новых форм проверки качества знаний школьников. Классические контрольные работы, диктанты отходят на второй план, становясь формой промежуточного контроля знаний. Чтобы подготовить учащихся к итоговой аттестации в 9 классе и в 11 классе в форме ЕГЭ, в нашей школе уже третий год действует система контроля знаний в системе СтатГрад. Первое время это была тренировочная работа, носящая ознакомительный характер. С течением времени эта форма работы выходит на первый план и может стать основной.

В чём суть системы СтатГрад?

Во-первых, эта система сбора статистических данных по проверке знаний выпускников 9,11 классов по предметам. Во-вторых, удобная форма анализа диагностических работ. В-третьих, своеобразный тренажёр. Регулярное выполнение работ в системе СтатГрад поможет выпускникам подготовиться к тестовой проверке знаний на итоговой аттестации.

Работы ссистемеСтатГрад становятся доступными в день проведения диагностики. Их распечатывают их расчёта 1 работа на 1 ученика. Каждый получает индивидуальный КИМ (контрольно-измерительный материал), в котором выполняет предложенные задания. Учитель проверяет работы (части В и С КИМов), заносит данные в форму отчёта. Как только все поля заполнены, происходит автоматическая проверка результатов и система выводит итоговый протокол, в котором приводятся различные данные: количество правильных и неверных ответов по классу и ученику, процент выполненных заданий, рекомендуемая оценка. Протокол в режиме он-лайн отправляется в СтатГрад (на сайт системы проверки и сбора данных), копия остаётся в учебной части, оценки выставляются в журнал.

Таким образом, проверка знаний учащихся максимально независима. На руках учителя ответы, ответы части А заносятся непосредственно в том виде, как их дал ученик. Здесь нельзя сказать, что кто-то к вам придирается и занижает отметку. Если вы дали правильный по сути, но неверный по форме ответ, система его не засчитает. Как говорится, читайте заданиевнимательно!

В заключение надо отметить, что независимые формы контроля дают объективную оценку уровню знаний, дают возможность подготовиться к итоговой аттестации. Относиться к ним надо ответственно, не пропускать работы, проводить работу по ликвидации пробелов в знаниях. Тогда вы без страха подойдёте к экзамену на итоговой аттестации.

Заместитель директора по УР Парашутина С.В.

(11.10.2011г)

  

  Школьниками не рождаются – ими становятся.

(Советы педагога-психолога родителям первоклассников.) 

Первые дни ребёнка в школе – начало всех начал… Как помочь ребёнку сделать первые шаги в страну знаний, не упустить важные моменты, избежать ошибок?

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию Вашему ребёнку создадут: Ваше спокойствие и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

1.       Режим дня поможет становлению и развитию личности ребёнка.

2.        Наличие красочно оформленного расписания учебных занятий повышает ответственность.

3.        Оборудуйте рабочее место. На столе не должно быть предметов, отвлекающих внимание.

4.        Поставьте учителя в известность о психологических особенностях ребёнка.

5.        Разговаривайте с первоклассником, как с личностью.

6.        Задавайте вопросы ребёнку о том, что было на занятиях.

7.        Постоянно интересуйтесь учебным процессом. Говорите с учителем сначала ежедневно, а затем еженедельно.

8.       Помните, что учитель для Вашего ребёнка – это авторитет. Поэтому не обсуждайте при детях     педагогические качества преподавателя.

9.      Сочетайте требовательность со справедливостью.

10.  Воспитывайте в ребёнке веру в собственные силы, подбадривайте его. В случае неудач достаточно заметить малейший успех, отметить старание. Обращая внимание на эти моменты, Вы придаёте уверенность Вашему ребёнку.

11.  Проявляйте терпимость к своим детям.

12.  Выработайте единые требования в процессе обучения. Игровая форма лучше способствует запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.

13.  Никогда не повышайте голос и не причиняйте физического вреда.

14.  Обязательно поговорите с бабушками, дедушками, разделите свои обязанности. Между вами не должно быть конфликта.

15.  Все вопросы учебной деятельности решайте на семейном совете. Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

 

С уважением, педагог-психолог школы Т.М.Воронова. Желаю Вам всего доброго!

(8.09.2011г)

  

«Как помочь подготовиться к экзаменам»(рекомендации для родителей)

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остаётся только волноваться за своего ребёнка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали всё, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь, ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации а, провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.

1.              Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребёнком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые – в часы спада.

2.              Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

3.              Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

4.              Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребёнку интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только, тогда когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

5.              В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребёнка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Удачи Вам и вашим детям!

Педагог-психолог Т.М. Воронова

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

Приоритетный национальный проект «Образование» и РКПМО требуют от педагогов следования по инновационным составляющим педагогической науки и мысли. Это тем более справедливо и актуально для школ, которые стали победителями конкурса «Лучшая школа России» в рамках ПНПО. Программа развития нашей школы предусмотрена на 2006-2010 года и отражает методическую тему «Внедрение модели развивающего обучения с дальнейшей профилизацией на III ступени обучения» и подтемы «Этическое воспитание» и «Здоровьесбережение школьников».

Благодаря разработанной Программе педагогический коллектив сконцентрировал своё внимание на:

·          обновлении  содержания образования в связи с переходом на базисный учебный план 2004 г.

·          совершенствовании материально-технической базы.

·          создании условий для развивающего обучения на I ступени.

·          внедрении предпрофильного и  профильного обучения.

·          активном использовании информационных технологий в учебной и внеклассной работе.

·          работе с одаренными  детьми.

·          повышении качества обучения и результативности на итоговой аттестации.

Такие задачи стоят перед педагогическим коллективом, в 2010 году отмечающим своё 40-летие.

В настоящее время, в условиях постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности обучения, ведущая роль принадлежит учителю, обладающему высокими профессиональными качествами. За последние 5 лет 96% учителей прошли курсовую подготовку. Не прошли подготовку 2 молодых специалиста,  93%  учителей школы аттестованы на категории, из них:

-  на высшую квалификационную категорию - 32 чел. (56%)

-  на I (первую)  - 17 чел. (30%)

-  на II (вторую) - 4 чел. (7%)

- без категории – 4 чел. (7%), из них 2 молодых специалиста.

Работа методических объединений вышла на новый уровень. ШМО учителей русского языка и литературы в фестивале-смотре методических служб заняло II место. Школа принимает активное участие в районных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», в начальной школе «Лучший урок», «Лучший кабинет». Здесь мы отмечаем наших учителей Бушарову Л.В., Королькову Е.А., Федотенко Л.В.

Шулепова Л.А., Константинова И.В., Косарецкая Л.Т., Парашутина С.В., Кухтенкова И.Е. награждены дипломами Всероссийского конкурса - Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «1 сентября».

В 2008 г. наша школа признана победителем конкурса «Лучшая школа России» ПНП «Образование» и получила Свидетельство участника Национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России». Образец в работе показывают учителя – победители конкурса «Лучший учитель» ПНПО Королькова Е.А. и Абрамова Г.А. Педагог-организатор спортивной направленности Чечетов С.Н. признан победителем ежегодного конкурса Фонда «Новое поколение» среди детских тренеров спортивных школ и клубов по месту жительства за 2009 год.

Опыт работы педагогического коллектива обобщается и распространяется в различных формах: в Публичном докладе директора школы, в публикациях на сайте школы. 15 статей учителей школы, посвящённые педагогическим вопросам, опубликованы на страницах районной газеты «Заря». В течение 5 лет на базе школы прошли районные семинары: 2007 г. – РМО учителей математики, РМО учителей словесности; 2008 г. открытое заседание ШМО учителей словесности в рамках районного фестиваля-смотра методических служб, РМО учителей математики, семинар заместителей директоров по безопасности, VI Московские Областные Рождественские образовательные чтения; 2009 г. - Районное открытое заседание методического совета, региональный семинар «Создание модели развивающего обучения с дальнейшей профилизацией на III ступени обучения».

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учеб­ных предметов. Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:  стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышение уровня активности и самостоятельности обучае­мых.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информаци­ей, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса стано­вится личностно ориентированное взаимодействие педагога с уча­щимися.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, ста­новлению нравственного облика Человека.

Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса. Наши учителя опираются на провозглашённые сегодня принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, известные в российском образовании и отражённые в трудах педагогов и психологов: Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, С.А. Маврина, Б.Т. Лихачева,  Г.И. Щукина, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой. Использование педагогического арсенала прошлого и настоящего способствует модернизации образования.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции работы наших учителей характеризуются переходом:

- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

- от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.

Анализируя работу педагогического коллектива школы в данном направлении, надо отметить наработки учителей в процессе внедрения современных педагогических технологий. В своей практике учителя активно используют новые методики.

Королькова Елена Анатольевна работает по программе развивающего обучения. Она вела экспериментальный класс по программе «Начальная школа ХХI века», затем освоила программу «Школа 2100». Муромская Т.И., Волкова И.Л. добиваются успехов в обучении по этой программе, используя  личностно ориентированные принципы обучения.

Ерофеева О.М., Прозорова В.В. сочетают классическую систему обучения с методами развивающего обучения. Введение предмета «Риторика» позволяет дополнительно развивать речь младших школьников, что особенно важно для формирования общеучебных умений и навыков, а также для воспитания детей. Привитие навыков общения является одной из основных задач развития коммуникативных компетенций школьников.

Игровые технологии используют Валкина Г.П., Телелясова А.В.

Учителя физики ВКК Грачёва Е.В. и Южанина Н.И. строят уроки с использованием мультимедийных средств обучения и ИКТ. Использование обучающих компьютерных программ  позволяет наглядно объяснить материал, показать методику работы с тестом, проверить знания учащихся по теме урока.

Учитель истории Цветкова И.М. в своей работе использует метод дискуссии с опорой на ИКТ. Эта форма работы способствует расширению общекультурного кругозора, обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям, развитию интеллектуальных способностей, формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями, умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств.

Учителя иностранного языка успешно применяют методы коммуникативных технологий.

На уроках математики учителя Кондратова Л.Н., Начаркин Н.Д., Начаркина В.И., Грызина Н.П.  учат, кроме сугубо математических умений, умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию, опираясь на дифференцированный подход и применяя разноуровневые технологии.

Визитной карточкой работы учителя математики Константиновой И.В. стала индивидуальная работа с учащимися на основе проблемного обучения, что позволяет учителю добиваться 100% успеваемости и высокого качества знаний. Задачи индивидуальной работы различные – предупреждение неуспеваемости, повышение качества знаний, проектная деятельность учащихся, подготовка к ЕГЭ.

Особый интерес в работе учителя информатики Удаловой Е.Г. представляет система уроков с младшими школьниками на основе тренинговых технологий. Учащиеся этого класса свободно выполняют упражнения на интерактивной доске, развивая информационно-коммуникативные умения. Уроки информатики в профильных классах III ступени обучения у учителей Удаловой Е.Г. и Морозовой М.Н. несут практический характер и отражают поисковый метод, учебное исследование, эвристическое обучение.

В целом педагогический коллектив работает над методами индивидуализации обучения. Проектная работа с учащимися также занимает важное место в практике учителей. На ученической конференции большой интерес вызвали проекты, подготовленные учениками Косарецкой Л.Т. – «Край ты мой, родимый край» о судьбе поэтов Озёрского района, Грачёвой Е.В. «Кристаллы и их свойства», Кондратовой Л.Н. «Лента Мёбиуса и её свойства». Учителя Гудкова Е.М., Шулепова Л.А. активно используют метод опорных конспектов. Урок-дискуссию применяют Парашутина С.В., Салова Т.И.

Расширяя образовательное пространство школы, с 2006 г. по 2009 г. на базе школы проводились занятия курсовой предпрофильной подготовки химико-биологической направленности на основе договора с ГОУ ВПО МО «КГПИ». Учителя Абрамова Г.А. и Лобачёва Г.В. вели занятия по биологии и химии. По итогам курсовой подготовки более 10 выпускников поступили на факультет «Товароведение» КГПИ. Научно-исследовательские проекты учащихся, подготовленные под руководством Абрамовой Г.А., всегда актуальны, интересны, имеют практическое применение. Сотрудничество с КГПИ выражается в такой совместной работе, как участие в международной научно-практической конференции по теме «Безопасность питания» в апреле 2008 г., в студенческой научно-практической конференции «Молодёжь – науке» в 2009 и в 2010 гг., где представлены работы по проблемам правильного питания. Работы, представленные на конференции, опубликованы в двух сборниках КГПИ. Куратором ученических проектов является Абрамова Г.А. – автор двух сборников КИМов для подготовки к ЕГЭ по биологии в 2008 году.

Педагогические технологии, которые нами используются успешно, можно классифицировать следующим образом:

- традиционные и инновационные;

- индивидуальные, коллективные и смешанные;

- по технической среде – аудиовизуальные, компьютерные и видеокомпьютерные;

- интеграционные;

- игровые;

- тренинговые (включая психологические тренинги);

- диалогические «ученик-ученик», «учитель-ученик», «ученик-учитель».

На начальном этапе в первой ступени обучения и при введении новых предметов (географии, физики, химии, обществознания) более доступным для учащихся остаётся объяснительно-иллюстративный метод. При изучении предметов естественнонаучного цикла этот метод дополняется модельно-эвристическим с использованием деловых игр. Учителя, работающие на III ступени обучения, сочетают разнообразие коммуникативных методов, которые оправдывают деятельностный подход в обучении и усиливают степень самостоятельности ученика в приобретении знаний.

С 2008 г. учебный план школы предусматривает переход на профильное обучение и выполнение подпрограмм «Здоровый образ жизни» и «Этическая грамматика».

Развивающее обучение начинается с 1-го класса. В программе представлены такие предметы, как иностранный язык, риторика, информатика.

Предпрофильное обучение начинается в 8 класса, профильное обучение информационно-технологического направления успешно реализуется в 10 «Б» и 11 «А» классах.

Программа «Здоровый образ жизни» «Все цвета кроме чёрного» М.М. Безруких представлена в 3-их классах, «Разговор о правильном питании» - в 6-7-ых классах.

«Этическую грамматику» осваивают в 5 классе.  9-ые классы получают представление об этике семейной жизни на занятиях элективного курса.

Повышение доступности и качества образования стало возможным  благодаря использованию новых, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в образовательном процессе. На итоговой аттестации по русскому языку и математике в форме ЕГЭ 45% учащихся получили оценки «4» и «5», что на 8% превысило показатели предыдущего года. Количество выпускников, поступивших в ВУЗы страны, увеличилось на 20%. Выросла численность обучающихся, принимающих участие в олимпиадах и творческих конкурсах школьного с 27 до 31%, муниципального с 10 до 11% и регионального уровня с 46 до 48% («Кенгуру», «Кенгуру выпускникам», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог» и др.).

Таким образом, педагоги школы выстраивают свою работу в соответствии с современными требованиями к уроку, применяют в своей практике нововведения передовой педагогической мысли, воплощая принципы личностно ориентированного обучения, индивидуализации и дифференциации обучения. Перспективными таким образом становятся групповые формы занятий, дифференциация обучения, интеграция, метод проектов, зачётная система, элементы блочной системы представления учебного материала и личностно ориентированного обучения наравне с ИКТ, что работает на предупреждение неуспеваемости, повышение мотивации школьника, рост качества знаний.

Заместитель директора по УВР С.В. Парашутина

Заместитель директора по УВР Грызина Н.П.

 

  

 

Предупреждение перегрузок младших школьников.

Согласно Закону РФ «Об образовании » при выборе родителями образовательного учреждения для своего ребенка учитывается обязательно желание родителей, ознакомленных с учебными программами, которые реализуются в учебном учреждении.

В нашей МОУ СОШ №3 обучение на 1 ступени осуществляется с применением  развивающей программы «Школа -2100», в которую включены такие предметы как английский язык, риторика, информатика,  и традиционной программы.

С целью предупреждения перегрузок учащихся базисный учебный план составлен с учетом пятидневной рабочей недели в 1-4 классах, с максимальной нагрузкой 20 часов в первых классах и 22 часов во 2-4 классах.

 В первых классах и в классах, работающих по программе  «Школа -2100», продолжительность урока составляет 35 минут, для учащихся первых классов введены  также дополнительные недельные каникулы в феврале. С учетом реализации Программы развития школы включен в учебный план 3 и 4 классов предмет «Здоровый образ жизни» на основе методики М.М. Безруких «Все цвета, кроме черного», а во 2х классах  -  предмет «Риторика».

Большое значение для снижения уровня утомляемости учащихся и создания комфортных условий для их обучения имеет рационально составленное расписание уроков.

Научными исследованиями установлено, что существуют наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня, поэтому расписание составлено так, что основные предметы проводятся на 2-3 уроках, а наибольший объем учебной нагрузки приходится на вторник и среду, где основные предметы чередуются в течение дня с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах применяется «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - октябре – 3 урока по 35- минутной продолжительности, с конца октября – 4 урока по 35 минут каждый.

Для восстановления работоспособности в течение дня установлены перемены продолжительностью не менее 10 минут, после второго и третьего урока – по 15 минут каждая.

Чтобы избежать перегрузок и утомления детей в начальной школе, плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не превышает 80%. Перед учителем стоит ответственная задача: преподнести учебный материал так, чтобы дети с различным уровнем внимания смогли бы максимально усвоить и удержать полученные знания для их дальнейшего применения. Очень важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту, индивидуальным возможностям ребенка. В течение урока учителя  начальной школы 4-6 раз меняют виды учебной деятельности, причем средняя их продолжительность не  превышает 8 минут. На 20 и 35 минуте урока они проводят небольшие физкультминутки, в которые включают не только игровые упражнения, но и упражнения для снятия нагрузки с позвоночника, усталости с глаз, плечевого пояса, способствующие улучшению мозгового кровообращения.

Большую пользу в борьбе с перегрузкой на уроке оказывают развивающие игровые паузы.

 В  первых классах учителя используют ребусы, анаграммы, во вторых – четвертых – викторины, кроссворды.

Дополнительное средство, способное снять усталость, обязательное использование гигиенических норм: проветривание классной комнаты, соблюдение психологического климата на уроке с преобладанием положительных эмоций.

В оздоровительных целях в нашей школе созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении.  Примерно 2х часовой объем двигательной активности слагается в комплексе мероприятий: физкультминутки на уроках, внеклассные спортивные занятия, общешкольные соревнования и дни здоровья, подвижные игры на переменах, спортивный час в группе продленного дня, уроки физкультуры.

Предупреждают перегрузку обучающихся и домашние задания, данные с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) до 1 часа, во втором – до 1,5 часов, в 3-4 до 2 часов. При этом учителями учитываются психофизиологические особенности детей. На понедельник домашние задания не задаются во всех классах начальной школы.

Таким образом, в нашей школе очень внимательно относятся к вопросу предупреждения перегрузок учащихся,  выполняются нормативные акты, направленные на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

 

 «Здоровый образ жизни – так ли трудно»

«У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё»

 

Здравствуйте! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворенно, качественно. Учёные на основании многолетних экспериментов доказали, что мозг управляет всеми органами и системами человеческого организма. Это значит, что возможность управлять своим здоровьем усилием воли вполне реальна! Анализируя антологию категории «здоровье», следует отметить, что оно зависит от многих факторов. По заключению экспертов оно на 50% зависит от социальных условий и  образа жизни субъекта, на 20% - от состояния окружающей среды, до 20% оказывает влияние наследственность и на 10% - уровень развития медицины и состояние медицинской помощи. Настало время кардинально изменить своё отношение к здоровью: каждый гражданин должен, прежде всего, сам создать собственное здоровье, а не искать его в больницах, и у него должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья. Как это сделать?

Прежде всего, надо соблюдать режим дня! Правильный распорядок жизни, в течение суток, вполне обеспечивает время на учёбу, приготовление уроков, прогулки, помощь по дому, на отдых, еду и сок. Со временем вы привыкаете к определённому режиму дня, и он станет полезной привычкой на всю жизнь. Как же организовать свой день? Это зависит от возраста и смены. Если занятия в первую смену, то, придя из школы, нужно отдохнуть не менее 1,5-2 часов, даже если уроков задано много. В течение этого времени следует пообедать, выполнить домашние дела и обязательно побыть не менее часа на воздухе. За приготовление уроков садитесь не позднее 16 часов, ни  в коем случае не откладывайте их на более позднее время. Помните, во второй половине дня работоспособность понижается. Для тех, кто занимается во вторую смену, режим будет иным. Вставать вам тоже нужно в 7 часов утра. Сделайте зарядку, позавтракайте и садитесь за уроки. Не забывайте через каждые 45 минут занятий делать перерыв в 5-10 минут. После выполнения уроков погуляйте, выполните поручения родителей и, пообедав, отправляйтесь в школу.

Большое значение имеет режим питания и его полноценность. Питание должно быть разнообразным обязательным включением овощей, фруктов, соков. Не разговаривайте во время еды. Пищу нужно тщательно пережёвывать, а не заглатывать на ходу большими кусками. Это сбережёт вас от заболевания желудка и поможет лучшему усвоению пищи.

Учёба требует много энергии, поэтому перед уходом в школу надо плотно позавтракать. Второй завтрак - в школе. У тех, кто не завтракает в школе, к концу учебного дня снижается работоспособность, быстрее наступает утомление. Возвратившись из школы, пообедайте. Обед обязательно должен состоять из трёх блюд. На полдник хорошо выпить стакан молока или сока. Ужинайте не позднее, чем за 1,5 часа до сна. Ужин не должен быть обильным. Благотворное влияние на здоровье оказывает ночной сон. Он как бы заряжает организм энергией.

Несколько слов о правилах личной гигиены. Всегда заботьтесь о чистоте рук. Помните, что грязные руки могут стать причиной инфекционных заболеваний. Мыть их надо перед каждым приёмом пищи и всегда после туалета. Не реже 1 раза в неделю подстригайте ногти, следите, чтобы под ними не скапливалась грязь.

Непременным условием гигиены должен быть ежедневный уход за зубами. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром и вечером перед сном). Чистить нужно не только наружную, но и внутреннюю поверхность зубов. Зубную щётку держите в чистоте. После каждого приёма пищи рот следует полоскать.

Неизменным остаётся правило – содержать волосы  чистыми. Не пользуйтесь чужими расчёсками, так можно заразиться грибковыми заболеваниями кожи и волос.

Существует ещё один враг вашего здоровья – травматизм и несчастные случаи. Причина несчастья – неправильное поведение, неоправданный риск. Надо знать и соблюдать правила поведения в общественных местах, на воде, при занятиях спортом. Каковы же основные факторы культуры здоровья?  

Соблюдение санитарно-гигиенических требований и санитарно-эпидемических правил.

Ещё несколько десятилетий назад врагам приходилось неустанно бороться с такими инфекциями, как оспа, полиомиелит, дифтерия, коклюш, корь, скарлатина, эпидемический паротит, краснуха. Многих больных спасти не удалось, многие оставались на всю жизнь инвалидами. Всё радикально изменилось с появлением вакцин. Широкомасштабная вакцинация против натуральной оспы и полиомиелита позволила полностью  избавить мир от этих страшных болезней.

Резко сократилось число и тяжесть течения так называемых детских инфекций – дифтерия, коклюша, кори, краснухи.

С помощью прививок враги научились бороться с такой опасной инфекций, как гепатит В. Гепатит А и грипп не приводят к таким катастрофическим последствиям, как гепатит В, однако и эти инфекции – достаточно сильное потрясение для организма, а предотвратить их также можно с помощью прививок. Однако достигнутые успехи необходимо постоянно закреплять. Без пристального внимания со стороны врачей и  родителей к вопросу своевременной вакцинации неизбежно возрастёт число непривитых детей и инфекции вновь поднимут голову.

Говоря о здоровье человека, мы имеем в виду не только физическое здоровье, но нравственное, духовное.

Здоровье сегодня – это не только индивидуальная ценность одного человека, это богатство  страны, залог её процветания и благополучия. В каждой семье, где растут дети, взрослые должны помнить о своей ответственности за воспитание здорового, образованного гражданина нашего общества, своим примером создавать духовно-нравственную основу трезвой жизни, негативного отношения детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркотикам. Здоровый образ жизни в широком понимании – это, прежде всего народная философия выживания и процветание народов нашей страны.

Фельдшер школы №3 Яловенко Т.А.

Рекомендации учителя словесности по подготовке домашнего задания

«Корень учения горек», - говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плёткой.

«Как заставить учиться?» Увы! Нередко такой вопрос встаёт перед учителями, родителями и сегодня.

Вспомним своё школьное детство, так и не ставшее для многих «золотой порой». Это утомительное, скучное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья…

Не хотелось ни учить, ни слушать сухие объяснения учителя. Чего греха таить, какой радостью было для многих окончание ненавистной школы.

А ведь ребёнок приходит в школу с огромным желанием  учиться. Он уже окончил начальную школу и перешёл в среднее звено. Ура! Он – пятиклассник. Но в пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя – предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определённой гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определённая часть детей осознаёт своё новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца. И вот шаг за шагом учитель вместе с родителями приучает детей выполнять требования, которые необходимы для успешного овладения знаниями по предмету. В связи с этим предлагается пятиклассникам некоторые рекомендации по выполнению домашнего задания по русскому языку.

Памятка для пятиклассника.

Как готовить домашние задания.

1.        Приступай к выполнению домашней работы после отдыха от учебных занятий.

2.        Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записано задание.

3.        Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое их них.

4.        На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

5.        В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

6.        Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

7.        Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

8.        Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

9.        Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

10.     Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

11.     Составляй план устного ответа и проверяй себя.

12.     Портфель собирай с вечера.

13.     Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Дорогие пятиклассники!

Внимательно вчитайтесь в памятку и постарайтесь выполнять все её пункты. Тогда у вас появится желание учиться, а предметы будут даваться легко.

Постепенно вы не только систематизируете свои знания, но и закрепите навыки грамотного письма. Уделив домашним заданиям час – другой, убедитесь сами, как заметно «поумнели»: ошибок будет всё меньше, запятые станут на свои места. Вы преодолеете все трудности и выработаете автоматизм в правильном написании орфограмм и расстановке знаков препинания.

Желаю хороших оценок и крепких знаний.

Успехов вам, дорогие пятиклассники!

Учитель русского языка и литературы ВКК МОУ СОШ №3  Косарецкая Л.Т.

 

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача учителей и родителей - разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Подростковый возраст (l0-15лет) - период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток),особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно ­сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте много замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание учебного материала и его механическое воспроизведение. У подростка появляется чувство взрослости. Подросток - это ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле слова - приспособление к окружающим условиям. Учителям - предметникам, классному руководителю требуется большое терпение, тактичность, понимание, доброта на уроках и во внеурочное время. Постепенно, шаг за шагом каждый педагог должен приучать детей выполнять требования, которые необходимы для успешного овладения знаниями по своему предмету.

Детям трудно бывает сразу приспособиться к требованиям каждого учителя. Однако без их выполнений невозможно усвоить предмет. Неоценимую роль в успешности ученика играют домашние задания. При их выполнении некоторые учителя впадают в две крайности: одни продолжают контролировать каждый «шаг» ребёнка, другие – наоборот, считают его совсем самостоятельным. Но все хорошо в меру. В связи с этим педагоги предлагают некоторые рекомендации по выполнению домашнего задания.

1.      Приступать к выполнению домашней работы нужно после отдыха от учебных занятий.

2.      Самое продуктивное запоминание – «короткое» т.е. чем раньше подросток повторит изученное, тем легче запомнится информация.  Родителям полезно интересоваться у детей, о чем шла речь на том или ином уроке.

3.      Специфика обучения в начальной школе не требовала от учащихся большого объёма устной речи. Поэтому ребята должны теперь уделять большое внимание пересказу.

Читать параграфы, пункты учебника нужно обязательно вслух, четко проговаривая незнакомые и трудные слова.

4.      При выполнении заданий по русскому языку сначала необходимо выучить правила, написания словарных слов. Выполняя письменные упражнения уяснить четко, что требуется сделать.

5.      Выполнение домашнего задания по математике тоже нужно начинать с чтения пункта учебника. Математические формулы и правила должны быть выучены наизусть. Только потом приступать к письменным заданиям.

6.      Дети часто забывают что-то дома. Надо приучить их с вечера собирать портфель.

Зденек Матейчик в книге «Родители и дети» в одной из глав приводит интересное сравнение «Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылёк. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости». Задача всех нас – взрослых сделать все, чтобы наши прекрасные «мотыльки» не обожгли свои «крылышки»

Учитель ВВК МОУ СОШ №3  Константинова И.В.

В преддверии зимы

Конец ноября 2009 г. не многим отличается от ноября 2008 г., также пасмурно, сыро и тепло. Однако прошлый снегопад и заморозки уже остудили землю и воду, поэтому с наступлением новых хотя бы небольших морозов, перволёдье появится на всех водоёмах со стоячей водой. К загородным озёрным старицам потянутся рыбаки на перволёдье, попробовать зимние рыбацкие снасти, а на городских прудах дети и подростки будут испытывать первый лёд на прочность, чтобы покататься или погонять шайбу. К сожалению  и рыбаки, и хоккеисты на первом льду рискуют одинаково. Первый лёд самый коварный, провалиться под лёд очень легко. Вообще на первый лёд выходить не надо, но раз решился или есть необходимость – помни:

1.      Не испытывай прочность льда ударом ноги. Можно палкой или печнёй.

2.      Самый тонкий лёд у ручьёв, родников, камыша, кустарников, на середине водоёмов, а в реках и ручьях  на перекатах и быстринах.

3.      Цвет первого льда голубоватый или прозрачный, как стекло, а толстый лёд – зеленоватый или зелёный, если без намёрзшего снега.

4.      Не выходите на лёд группой, померяй толщину. Безопасный для группы 5-6 чел толщина 10-12 см, а для одинокого 5-8 см.

5.      Если провалился – не паникуй, выплывай к берегу, обламывая края первого льда. Зови на помощь. Если лёд не обламывается, пытайся выползти на лед, энергично работая ногами. Не вставай на ноги когда выполз на лёд, а ползи к берегу.

6.      Спасая провалившегося под лёд, помни – нельзя подползать к провалу ближе 2 м. Можно подать пострадавшему ветку, шест, связанные вместе шарфы или ремни. Спасая, не вставай на лёд ногами, а отползай, назад вытягивая пострадавшего.

7.      Не пытайся высушить одежду у костра или выжимать её от воды. Быстро двигайся к жилью. Если дом далеко, проси людей впустить в дом обогреться.

8.      С началом зимы опасен не только первый лёд. На дорогах и тротуарах могут  образовываться снежный накат или гололёд, которые чреваты ушибами, сотрясениями, переломами. Рекомендаций много, но главное помнить следующее:

1.      Не надевай обувь на тонкой подошве без протекторов (узоров на подошве).

2.      Каблук чем ниже тем устойчивей.

3.      Постоянно следи за дорогой выбирая маршрут без боковых уклонов тропинки, тротуара.

4.      Не делай  широких шагов при ходьбе и беге.

5.      Не держи руки в карманах.

6.      Не старайся спасти одежду от грязи, падая и поэтому, выставляя руки, а группируйся.

7.      Ожидая транспорт, не стой близко к проезжей части дороги тебя могут нечаянно подтолкнуть под приближающийся общественный  транспорт.

И конечно помни о снежных навесах на крышах и сосульках, особенно у входных дверей они тоже не мало калечат людей каждую зиму.

Пусть эта зима будет для тебя весёлой, снежной и безопасной.

Зам директора по безопасности школы №3 С.В. Гуськов

 

 Старт районной Спартакиады

Ежегодно в нашем районе проходит Спартакиада школьников. Соревнования проводятся с целью привлечения детей и подростков к занятиям спортом, организации активного отдыха, а также для выявления лучших спортсменов, которые будут защищать честь района на областных соревнованиях.

В этом году соревнования начались 24 сентября. Традиционно Спартакиаду открыли состязания по легкой атлетике. От каждой школы принимали участие две команды – девушек и юношей. Школу №3 в этом году представляли учащиеся 6 – 10 классов.

Наибольших успехов добились девушки: Харитонова Светлана из 9 «б» класса была первой в беге на   600 м, третье место в этой же дисциплине заняла ученица 6 «б» класса Семенова Анастасия. В беге на 50 м сильнейшей среди девушек района была Кутуева Алина из 9 «а» класса. Команде юношей повезло меньше, но ведь Спартакиада только началась.

Будем надеяться, что в остальных видах  наши спортсмены покажут высокие результаты.

Педагог-организатор спортивной работы  Чечетов С.Н.

 

Творчество наших школьников

Педагоги и учащиеся школ нашего города – традиционно активные участники творческих конкурсов. 2008 год объявлен в России Годом семьи. В рамках мероприятий, посвящённых этой теме, и Рождественских чтений прошёл конкурс сочинений «Семья в истории России», в котором на районный этап было предоставлено 17 работ. Учащиеся школ г. Озёры и Озёрского района посвятили свои сочинения людям, чьи имена вписаны в историю нашей страны: Дмитрий Донской, Александр Невский, Ф. Келлер, Романовы. Ребята тщательно подобрали материал, чтобы максимально раскрыть тему сочинений, использовали разные формы изложения материала – рассуждение, интервью, экскурсия. I место жюри присудило работе ученицы 11 «а» класса МОУ СОШ № 3 Плигиной Ирины, посвящённой роли князя Дмитрия Донского в истории нашего государства. Сочинение написано по материалам экскурсии в Коломенский краеведческий музей и Коломенский кремль.

II место присуждено работе ученика 11 класса МОУ СОШ № 2 Евграфова Дмитрия. Сочинение написано с использованием местного материала – рассказ о жизни, семье, судьбе графа Фёдора Эдуардовича Келлера. Отрадно читать о славных делах наших земляков: «В 1893 году граф был назначен директором Пажеского Его Императорского величества корпуса, воспитанником которого в своё время был он сам. И здесь он был любим всеми – и воспитанниками, и воспитателями. Ласковый и справедливый, необыкновенно грамотный, отзывчивый и добрый, он близко к сердцу принимает интересы каждого из своих подчинённых, каждому рад сделать что-нибудь хорошее, оказать нравственную или материальную поддержку. <…> И воспитанники, и сослуживцы искренне плакали, когда в 1899 году граф Келлер был произведён в генерал-лейтенанты и назначен Екатеринославским губернатором. <…> По своим убеждениям Фёдор Эдуардович был человеком прогрессивным. Особенно горячо он ратовал за просвещение, считая его делом первостепенной важности, а безграмотность – позором страны».

Работа ученицы 11 «а» класса Вечерней сменной школы Ревенко Юлии привлекла жюри своим лиризмом, опорой на классику русской литературы, зрелыми рассуждениями о роли семьи в жизни и истории страны: «Умение радоваться успехам своего ближнего не меньший талант, чем писать стихи и сочинять музыку. В деревенских домах на стенах нередко висели фотографии всех членов семьи. В центре этого «иконостаса», на видном месте, - увеличенные фотографии отца и матери. Гордились своими предками. Передавали легенды и сказания о храбрости, силе и  выносливости прадедов. Славили кузнецов, сапожников, пекарей. Люди были ближе к земле, а значит, друг к другу. С гордостью произносили: «Моя родословная». Почитали родителей и любили свою Родину. Не случайно слова «родители» и «родина» имеют один корень». Эта работа заняла III место.

Очень приятно, что наши ученики растут не только образованными людьми, но и настоящими сынами и дочерями нашей страны. Значит, недалеко то время, когда их именами мы будем гордиться. Когда-нибудь о них, своих славных предках, будут писать потомки новые страницы истории, сочинения и просто хранить память.

Член жюри, учитель  русского языка и литературы  Парашутина С.В.

 

СЕМЕЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ

            Семья –  маяк для человека в его путешествии по волнам житейского моря. Ни для кого эта истина не секрет. Родители являются примером для своих детей в выборе жизненного пути. Ещё не так давно в газетах, книгах, фильмах воспевались династии рабочих, учёных, врачей и т.д. К сожалению, сейчас такое отношение к семье отходит на второй план. Тем более важно обратить внимание на семьи, где сохраняются хорошие традиции, которые могут стать примером для многих.

            Спорт всегда был той областью, где таланты объединяли семьи, создавая целые созвездия знаменитых спортсменов. Вот и в нашем скромном городке жили и живут такие семьи. Об одной из них мне хотелось бы рассказать.

            Семёновы Виктор Борисович и Ирина Львовна работают в нашей Детско-юношеской спортивной школе. Они тренируют лыжников. Многие из них добились успехов в соревнованиях разного уровня. Последним достижением тренеров и их подопечных является серебряная медаль на Всероссийских соревнованиях, которую завоевала в этом году ученица средней школы №3 Хотулёва Кристина, другая спортсменка, Харитонова Светлана (также ученица школы № 3), стала стипендиатом Губернатора Московской области. Но когда-то и тренеры были детьми и спортсменами. Как же пришли они в спорт? С этими и другими вопросами я обратился к супругам Семёновым.

            - Родители   мои не были спортсменами, но спорт очень любили, - говорит Ирина Львовна, -  Всей семьёй ходили на лыжные прогулки, в походы, любили велосипедные прогулки. Когда пошла в школу (в начальных классах училась у Прозоровой В.В.), начала принимать участие в соревнованиях. Вот тогда и «заболела» спортом по-настоящему. В третьем классе записалась в лыжную секцию профсоюзной организации Озёрского СМУ и ни разу не пожалела. Отец сказал: «Будешь серьёзно заниматься, мы поможем всеми силами». В1990г. стала 2-хкратным призёром первенства СССР и выполнила норматив мастера спорта.

            - А я, - шутит Виктор Борисович, - в школе не занимался только боксом, греблей и фигурным катанием. Играл за юношескую футбольную команду коломенского «Авангарда», сдал на III юношеский разряд по спортивной гимнастике. Но из всех видов спорта больше всего привлекли лыжи, и под руководством своего тренера Малюгина Н.И. выполнил норматив мастера спорта. Проходя срочную службу в Советской Армии, в 1980г. в составе команды ЦСКА принимал участие в соревнованиях между армейскими командами  стран Варшавского Договора «Содружество».

            - Почему же именно лыжи, а не другой вид спорта? – задаю вопрос.

            - Лыжи, плавание, лёгкая атлетика – циклические виды спорта. Они, во-первых, предполагают борьбу прежде всего с самим собой, со своими недоработками, во-вторых, очень  эстетичны, в-третьих, дисциплинируют спортсмена. Считаю, что лыжный спорт обладает воспитательной функцией, к нему хорошо привлекать подростков «группы риска», - отвечает Ирина Львовна.

            Что же касается семейных традиций, то в семье Семёновых подрастает дочь Настя. На лыжи девочка встала в два года. В будущем она видит себя  на тренерской работе, т.е. пойдёт по стопам родителей. Первые успехи в спортивной карьере у Насти уже есть: по итогам сезона 2007-2008 гг., проходившего в три этапа, она заняла III место в Кубке Федерации лыжного спорта Московской области, уступив  не кому-нибудь, а дочери олимпийской чемпионки, лыжницы Анфисы Резцовой.

             Завершается Год Семьи, но традиции крепкой дружной семьи не прервутся никогда. Хочется пожелать больших успехов семье Семёновых. Если бы в России было больше таких семей, то и жизнь в стране стала бы лучше.

                                                                                        Чечетов С.Н., педагог-организатор МОУ школы № 3

 

  Дворец спорта принимает гостей

               Не секрет, что главное в жизни человека – это здоровье. 09 сентября 2008 года в Озёрском районе для учащихся общеобразовательных школ прошёл праздник «Единый День здоровья». С целями приобщения школьников к здоровому образу жизни и популяризации спорта тренеры ФОК «Дворец спорта «Озёры» провели для учащихся МОУ средней школы № 3 показательные занятия. Ребята из так называемой «группы риска» получили возможность позаниматься в современном тренажёрном зале, «примериться» к плавательной дорожке спорткомплекса, ознакомиться с перечнем видов спорта, которыми можно овладеть, занимаясь в секциях «Дворца спорта». Многие ребята сразу же захотели записаться на занятия.

               Администрация МОУ средней школы № 3  и ученики выражают глубокую признательность коллективу ФОК «Дворец спорта «Озёры» и лично его директору Зиновичу Владимиру Мироновичу за сотрудничество.

Чечетов С.Н., педагог-организатор МОУ СОШ № 3

 

Влияние негативной теле- и видеопродукции на здоровье учащихся           

            Особенности современной социокультурной ситуации заклю­чаются в возрастающем влиянии на нашу жизнь, помимо кино и телевидения, бытовой видеозаписывающей аппаратуры. Она привнесла в жизнь общества, в частности, в жизнь школьников не­контролируемое, легко распространяемое видеокассетное кино. Несколько лет назад было принято обсуждать всей семьей просмотренный фильм, делиться своим мнением, в такой ситуации взрослые могли направлять сознание ребёнка в нужное русло. Сейчас подросток остаётся один на один с потоком информации, обрушивающейся на него. Сократилось и количество кинотеатров, где показывали бы фильмы, достойные для просмотра всей семьёй. Всё это приводит к мощному негативному влиянию видеопродукции всех типов на подрастающее поколение.

               Увлечение школьников разного рода кино-, теле-, видеопро­дукцией психологически объяснимо. Младшие школьники с их ярко выраженной эмоциональностью и образностью восприятия, с их активным стремлением познать окружающий мир, находят на экране то, чего им не может дать будничная действитель­ность, ограниченная семьей и школой. Стихийный интерес к кино еще больше возрастает в среде подростков, что объясня­ется тем, что подростковый возраст — это возраст формирова­ния мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеа­лов, системы оценочных суждений, которыми подросток начи­нает руководствоваться в своем поведении и которые черпает при самостоятельном просмотре фильмов.

               Кинообразование вступает в новый этап, связанный с бурным развитием и появлением в зрительском опыте ребенка (и в осо­бенности подростка) новых аудиовизуальных носителей – преж­де всего видеопродукция. Особое значение имеют фильмы, которые показывают людей смелых, решительных. Подросткам  нравятся запутанные ситуации, сложные коллизии, заниматель­ная фабула, напряженное действие, острые сюжеты. Отсюда и нездоровое увлечение низкопробной кинопродукцией, которая, к сожалению, составляет большую часть репертуара видеосалонов. Такие фильмы  показывают решительных людей с точки зрения подростка, а на самом деле смелость героев носит показной, именно кинематографический характер. Таким образом подростку прививаются искажённые ценности, навязываются ошибочные стереотипы поведения.

               В последние годы усилилась потребность подростков в зрелищных жанрах. По результатам опроса учащихся 6-7 классов нашей школы наибольшей популярностью пользуются «Человек – паук» (17%), «Джек Воробей» (20%), «Гарри Поттер» (23%) и персонажи анимационных мультфильмов зарубежного производства. Чему научат эти «герои» наших детей? Какие ценности они привьют им?

               Настораживает и другая проблема. У школьников в 11-13 лет выявлены в последнее время такие заболевания, как гастрит, язва, близорукость, снижение памяти. Они традиционно связывались со школьными нагрузками, но данные последних исследований дают совершенно иную картину.  Рост психической напряжённости школьника связан на 84% с неумеренным просмотром видеопродукции. С точки зрения физиологии, постоянное проявление агрессивности ведет к ослаблению функциональных систем. В большей степени у детей страдает иммунная система, например, гормон кортизол выбрасывается в кровь при тревожности, а гормоны эндорфины - при положительных эмоциях. Отсюда общее снижение иммунитета, как следствие – рост заболеваемости.

               Основные причины проявления агрессивности у школьников - в первую очередь информационный блок наступательно-агрессивной информации, поступающей из телевизионных передач, начиная от мультфильмов, спортивно-развлекательных передач типа "Больших гонок" и заканчивая фильмами со сценами насилия, которые повышают уровень адреналина в крови, формируя деструктивную личность. Школьники в этом возрасте не в состоянии оценить позитивные и негативные моменты воспринимаемой информации, они оценивают ее как естественную реальность, в которой поступают так, как показано в телепередаче.

               Эта ложная, безнравственная информация закрепляется у школьников на протяжении длительного времени, а при постоянном воспроизведении переходит в черту личности: школьники совершают асоциальные, противоправные действия и преступления.

               Причина понятна: во-первых, накопившаяся агрессивность провоцирует конфликтность, во-вторых, имеется сценарий действий, как необходимо проявлять агрессивность, чтобы добиться определенного результата, в-третьих, этому способствует длительное по времени информационное воздействие. Видеопродукция нравственного характера в настоящее время отторгается, не воспринимается школьниками, не вызывает у них интереса.

               Как же преодолеть создавшуюся негативную ситуацию? Главная роль здесь принадлежит взрослым. Во-первых, телеканалы должны более тщательно регулировать сетку вещания, ограничивая поток негативной информации, ставя детские передачи  в самое удобное для просмотра время. К сожалению, федеральный закон «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» так  и не принят.

               Со своей стороны родители должны контролировать то, что смотрит их ребёнок, ограничивать время пребывания перед «голубым экраном» и принимать большее участие в формировании зрительского вкуса своего ребёнка. 

 Учитель биологии Г.А. Абрамова,          Заместитель директора по УВР С.В. Парашутина  МОУ СОШ № 3

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".