| |||||||
|
| ||||||
Решение нестандартных задач РїРѕ математикеУрок математики Учитель высшей категории Начаркина Валентина Рвановна. Тема СѓСЂРѕРєР°: В« Модуль. Применение модуля В». Цель СѓСЂРѕРєР°: Расширение программного представления Рѕ модуле, развитие творческого РїРѕРґС…РѕРґР° Рє определениям РїСЂРё решении нестандартных задач. РџСЂРё проведении СѓСЂРѕРєР° применялись технологии: 1. Проблемное обучение 2. Дифференцированный РїРѕРґС…РѕРґ Рє обучению. РҐРѕРґ СѓСЂРѕРєР° 1. Построить РїСЂСЏРјСѓСЋ или график функции y = x – 1. Проблема: “сломать” РїСЂСЏРјСѓСЋ . (2-3 минуты РЅР° раздумье)
Вопрос учителя: Что требуется для того, чтобы сломать что-то? Ответ: “Опора”. Вопрос: Что может послужить на вашей картинке “Опорой”? Ответ: Ось “ox”; “oy”. Вопрос: Можно ли использовать ось “oy”? Ответ: Правильного ответа нет. Вопрос: Можно ли использовать ось “ox” и как? Чтобы разрешить эту проблему, вспомним, какие значения принимает переменная “y”, если точка графика находится ниже оси “ox”. Ответ: Отрицательные. Вопрос: С помощью какого знака (понятие) можно поменять знак на противоположный? Дайте определение. Ответ: Модуль отрицательного числа (выражения) равен противоположному числу (выражению). Вывод: Так как же нам сломать прямую? Ваши мнения, предложения? Ответ: y = |x – 1|
2. Нет ли у вас желания сломать прямую еще раз? Где “опора”? Ответ: Ось “ox”. Но график находится выше оси “ox” Мы можем график опустить? Т.е. сделать так, чтобы значение “y” при некоторых “x” были отрицательными? Ответ: Прибавит отрицательное число. y = |x – 1| – 3. Вопрос: Как это сделать в системе координат? Ответ: При каждом “x” к значением функции прибавляется (–3), т.е. график опускается на 3 единицы вниз.
Вопрос: Какое понятие (знак) используем, чтобы отрицательные значения функции превратить в положительные? Ответ: Модуль. y = ||x – 1| – 3| Примените определение модуля для отрицательных значений функции y = |x – 1| – 3.
3. Задания на скорость. Оценка единственная “5” для первых 2-3 учеников. Написать уравнение “сломанной” 7 раз прямой
Ответ: y = |||x – 1| – 3| – 2| , y = |||x – 1| – 3 – 1|.
4. Р’РѕРїСЂРѕСЃ: Можно ли это применить РЅР° практике, С‚.Рµ. РїСЂРё решении конкретной задачи? Ответ: РџСЂРё решении уравнений. Р’РѕРїСЂРѕСЃ: Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј определения уравнения, РєРѕСЂРЅСЏ уравнения, СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ решения уравнения. Ответ: Аналитический, графический СЃРїРѕСЃРѕР±С‹. Решить уравнения: 1) |x – 1| = 0 2) ||x – 1| – 3| = 0 3) |||x – 1| – 3|| – 2| = 0 Решим графическим СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, С‚.Рµ. найдем что? Ответ: Нули функции, С‚.Рµ. точки пересечения СЃ РѕСЃСЊСЋ “x” y = |x – 1| y = ||x – 1| – 3| y = ||x – 1| – 3| – 2. Решение. 1) |x – 1| = 0; x = 1. 2) ||x – 1| – 3| = 0; x1 = –2, x2 = 4. 3) |||x – 1| – 3|| – 2| = 0; x = –4, 0, 2, 6. 5. Маша (Ваня) - ученик, который задает РјРЅРѕРіРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, сомневается РІ правильности ответов. Вижу РїРѕ глазам. Давайте проверим аналитически. Проверка. 1) |a| = 0, a = 0 2) |a| = –2, решение РЅРµ существует 3) |a| = 3, a = 3, a = –3. 1) |x – 1| = 0, x – 1 = 0, x = 1. 2) ||x – 1| – 3| = 0, |x – 1| – 3 = 0, |x – 1| = 3, x – 1 = 3, x = 4, x – 1 = –3, x = –2. 3) |||x – 1| – 3|| – 2| = 0, ||x – 1| – 3| = 2, |x – 1| – 3 = В±2, |x – 1| = 5, |x – 1| = 1, x1– 1 = 5, x1= 6, x2– 1 = –5, x2= –4, x3– 1 = 1, x3= 2, x4– 1 = –1, x4= 0. 6. Для неподготовленного класса (учащихся) РЅР° обороте РґРѕСЃРєРё вычислить: = = , 2 – 3 = 3 – 2, –1 = 1 Р’РѕРїСЂРѕСЃ: Может быть хватит изучать математику, если простой пример показывает, что переместительный закон РЅРµ выполняется? РЇ права? Ответ: = , |2 – 3| = |3 – 2|, 1 = 1 Вывод: Р’С‹ РЅРµ правы. 7. Найдите значение выражения РїСЂРё x = 0. 1) = = Р° именно; например = 2, = 20; = 2000; = 2000… = 00. 2) = 0; 3) = +?; 4) = 0; 5) - РЅРµ существует, С‚.Рµ. может получиться любое число (–00,+00) . Ртог: РњС‹ СЃ вами решали нестандартные задачи для тех, кто РІ дальнейшем, после окончания школы, будет иметь дело СЃ математикой, Рё для тех, кто СЃРІРѕСЋ жизнь свяжет СЃ творчеством, логикой, С‚.Рµ. для тех, кто желает стать гармонически развитой личностью. 8. Домашнее задание. 1. Попробовать “сломать” параболу y = x2 – 4 Желательно несколько раз. 2) Гиперболу y = 3) Для тех, РєРѕРјСѓ задание покажется сложным, “сломать” РїСЂСЏРјСѓСЋ y = kx + b, k Рё b выбрать самим. | |||||||
| |||||||
РќРђР¦РОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКРКАДРОВ. РНФОРМАТРР—РђР¦РРЇ РЎРСТЕМЫ ОБРАЗОВАНРРЇ. Сайт сделан РїРѕ технологии "Конструктор школьных сайтов". |